Можно начать разговор с 1904 г., когда немецкий социолог и философ Георг Зиммель в своей работе «Мода» предложил так называемую элитарную теорию «просачивания вниз» (trickle down): мода постепенно распространяется от элиты общества к низшим слоям. К середине двадцатого столетия с развитием массового производства и средств массовой коммуникации потребовалось ввести уточнения в теорию. В 1963 г. Чарльзом Кингом была предложена конкурирующая теория, получившая название trickle-across, известная также как mass market theory. С его точки зрения, мода распространяется внутри социального слоя, двигаясь скорее горизонтально, нежели вертикально. Каждая социо-экономическая группа имеет своих лидеров и свободу выбора стиля. В 1970 г. Джордж Филд разработал новую теорию распространения моды, известную как trickle-up theory. В рамках этой теории элита общества имитирует стили низших слоев. Согласно Филду, теперь уже не высший класс определяет статус моды и ее стили, а инноваторы — модельеры обращаются к низам или представителям субкультур, которые и диктуют новые тренды в обществе. Именно так возникли стили hippie, punk, grunge, military, этнические мотивы Африки, Японии и пр.
А можно, с эпохи Возрождения, когда у практиков и теоретиков городской эстетики — от Леона Баттисты Альберти до Томмазо Кампанеллы — возникали теории цветных, ярких, живописных городов, где прямо в среде были разбросаны жемчуга арт-объектов — от фонтанов до того, что сегодня называют муралом.
О моде на стрит-арт за последние 50 лет, о сложном пути от караемых заключением граффити в Нью-Йоркской подземке до продаж за $ 110 млн. работ Ж.М. Баския или скандальных торгов Бэнкси на аукционах Sotheby’s, арт-акциях в лондонских Доклэнде и метро, международных конкурсах стрит-арта в городах Европы и вообще о специфике этого демократичного и перспективного направления — в новой лекции Анна Мисюн, доцента кафедры культурологии, искусствоведения и философии культуры ОНПУ из цикла «Из всех искусств для нас важнейшее…: Живопись в пространстве культуры».