Кино ─ это Франция, французское кино ─ это «новая волна», а дальше двое великих соперничают за Олимп. Но режиссеры и киноведы Максим Карасёв и Сергей Козярчук, следуя традиции «Cahiers du cinéma», говорят о фильмах либо хорошо, либо ничего, а значит Годару придётся подождать.
Франсуа Трюффо сегодня ─ это Квентин Тарантино и Уэс Андерсон, Ксавье Долан и Кристоф Барратье, Жан-Пьер и Люк Дарденн, Ричард Линклейтер и Цай Мин-лян, и даже Алексей Балабанов, настоящие синефилы, вошедшие в историю кино. Он стал одним из вдохновителей «нового Голливуда» и даже мог снять «Бонни и Клайд» ─ фильм, с которого принято отсчитывать историю голливудского Ренессанса.
Трюффо начинал как критик: на момент полнометражного дебютаон посмотрел, по собственным признаниям, не меньше 3000 фильмов ─ в основном, в легендарной «Синематеке» Ланглуа. Это отразилось в его творчестве: такого количества оммажей не встретить ни у одного другого режиссера. Создатель теории авторского кинематографа, он не терпел компромиссов и следовал принципу полного контроля над производством. На протяжении всей фильмографии Трюффо не прекращал исследовать кино как средство. О том, как его открытия преобразили кинематограф, поговорим в новой лекции из цикла о наследии великих режиссеров.