После геополитической катастрофы начала прошлого века – Первой мировой войны, революций и гражданских войн, распада империй – 20-е стали эпохой «отречения от старого мира», ярким и бурным временем, когда создавалось новое отношение к жизни.
На лекции речь пойдет о мировой литературе этого периода. Вместе с доцентом кафедры культурологии, искусствоведения и философии культуры ОНПУ Ольгой Корольковой мы представим пёструю картину литературных направлений 20-х годов, а затем подробнее поговорим о судьбе и творчестве Ф.С. Фицджеральда, в которых в полной мере отразился дух того времени.
Мировая литература послевоенного периода одержима пафосом создания новой жизни и нового искусства. Но куда идти, есть ли правильный путь и насколько он может быть единым – еще не ясно. Пока представители «потерянного поколения» (Э.М.Ремарк, Э.Хемингуэй, Р.Олдингтон) мучительно переживают военный опыт – бравый солдат Швейк Я. Гашека осмеивает его. Политически ангажированные писатели требуют социальной действенности реалистической литературы в то время, как сюрреализм открывает новые, над-реальные миры. В литературе сталкиваются рациональное и иррациональное, стремление к лаконичной документальности («новая деловитость») и свободный «поток сознания» (Дж.Джойс, «Улисс»). Советская Россия строит новую жизнь – и сама пугается её (А.Платонов, «Чевенгур», М.Булгаков, «Собачье сердце»). Создается Советский Союз, провозгласивший себя единым многонациональным государством – а литература ищет собственного национального самоопределения (М.Хвильовий, «Україна чи Малоросія?»). В Италии и Германии крепнет фашизм, Советская Россия идет к «великому перелому» 1929 года, Генри Форд запускает свои конвейеры и воплощает своей жизнью «американскую мечту» – но литература откликается классикой антиутопии («Е.Замятин, «Мы») и «Американской трагедией» (Т.Драйзер).
И над всей этой разноголосицей вьется синкопированный ритм, гремит «век джаза» – именно так Ф.С. Фицджеральд и назвал своё время.