19 февраля вновь смотрим лекцию Arzamas в уютной Гостиной. Новая тема – От Гильгамеша и Хаммурапи к Библии и Корану: что изучает семитская филология.
Что объединяет «Эпос о Гильгамеше» и Ветхий Завет, законы Хаммурапи и Коран? Все они были написаны на семитских языках. Откуда произошли эти языки, как изучать их и очень разные тексты, которые были на них созданы, и можно ли объединить все это в рамках одной дисциплины?
Разнообразие семитских языков огромно, на них были написаны многие ключевые для современного мира тексты, одни из них давно вымерли, другие живут и развиваются. Весь комплекс этих языков и написанные на них памятники изучает семитская филология.
Семитские языки — это, с одной стороны, аккадский язык Месопотамии, на котором были созданы «Эпос о Гильгамеше» и свод законов Хаммурапи. С другой — сиро-палестинские языки: древнееврейский, арамейский и финикийский. С третьей — арабский, возникший на севере Аравии и ныне распространившийся на огромных территориях. А кроме того, языки юга Аравии (от вымершего сабейского до современных мехри, джиббали, сокотри) и эфиопские языки (от классического геэз до живых языков современной Эфиопии и Эритреи — амхарского, тигре, тигринья).
Одна из основных задач семитской филологии — составить генеалогическую классификацию всего этого многообразия языков. Она позволяет не только систематизировать наши знания о грамматике и словаре семитских языков, но и реконструировать общесемитский язык-предок. Изучение прасемитского языка, в свою очередь, позволяет сделать выводы о том, откуда произошли семиты.
Лекцию читает Леонид Коган: кандидат филологических наук, заведующий кафедрой истории и филологии Древнего Востока Института восточных культур и античности РГГУ. Ведущий научный сотрудник Института востоковедения РАН.
Подробнее об «Университете Arzamas»: http://arzamas.academy/
Вход: free donation.